Завод по ремонту подводных лодок
Отношения между СССР и США всегда были напряженными, именно поэтому в послевоенные годы Сталиным было задумано создать сооружение противоатомной защиты, способное выдержать ядерный удар мощностью до 100 килотонн. В арсенале объекта 825 ГТС имелось ядерное оружие.
Строительство данного объекта заняло около 4 лет и проходило с 1957– 1961 годы на территории Балаклавы в горе под названием Таврос. Вначале строительство осуществлялось отрядом военных, однако для них данная задача была весьма сложной в силу того, что бурение породы было весьма непростым занятием. Таким образом, дальнейший процесс строительства осуществлялся метростроевцами.
[adsense]
В состав данного объекта противоатомной защиты входили цеха, предназначенные для осуществления ремонтных работ подводных лодок, специальные склады, хранящие различные виды вооружения, а также подземный водный канал с сухим доком. Общая площадь объекта 825 ГТС составляла примерно 5 тысяч кв. м., а вместительность завода позволяла разместить одновременно 7 подземных лодок. Помимо этого в случае войны завод вмещал в себя почти все население Балаклавы, порядка 3 тысяч человек.
Гора Таврос имела два выхода, которые были профессионально замаскированы различными приспособлениями и сетями.
В дальнейшем стали видны недостатки, допущенные при проектировании данного объекта. Так, дизельные подводные лодки 641 образца не вмешались в каналы. Также, несмотря на то что вход в гору осуществлялся с двух сторон, на практике лодки могли входить лишь со стороны бухты. Данное обстоятельство обусловило и то, что более трех лодок в каналах располагаться не могло.
Секретность объекта лишила Балаклаву статуса автономного города и она была введена в состав Севастополя. Въезд в нее был весьма проблематичен, территория охранялась вооруженной охраной. Все сотрудники завода подвергались ежемесячным допросам в КГБ, распространять какие-либо сведения о деятельности завода и какую-либо другую информацию им строго запрещалось. Несмотря на то что общая численность рабочих достигала 400 человек, пропуск, позволяющий проникать во все подразделения завода, имели лишь четверо из них.
В 1994 году все подводные лодки с территории Балаклавы были выведены, а деятельность завода была прекращена. Комплекс не охранялся, вследствие чего неоднократно подвергался мародерству. С 2003 года территория завода была объявлена музеем и там стали проводиться туристические экскурсии. Однако сведения о том, кто являлся проектировщиком сверхсекретного завода, а также о финансовых затратах на его возведение до сих пор не подвергаются оглашению.
Посмотреть все достопримечательности Крыма
Возможно Вас также заинтересует:
Навигация
Предыдущая статья: ← Гора Клементьева (Узун-Сырт)
Следующая статья: 35-я береговая батарея →